Большая история маленькой деревни
Предыдущую часть можно прочитать тут
- В 1375 году Мамай разоряет Новосиль в отместку за участие князя Романа Новосильского в походе московского князя на Тверь. Новосиль гибнет, а Роман Новосильский переносит свою столицу в Одоев. Согласно родословной легенде князь Роман Семенович «из Новосили в Одоев пришел жити от насилья от татарского». Именно разорение родного города и подвигло новосильских князей, всех в полном составе, на участие в Куликовской битве на стороне Москвы. Причём, князь Роман на Куликово поле послал не дружину, а войско. Всем известно, что русские князья перед большими военными походами возносили молитвы своим святыням. Дмитрий Иванович, князь московский, ездил за духовной поддержкой к Сергию Радонежскому. И местные князья, отправляясь на поле Куликово, наверняка молились перед образом Николая Гостунского в Николо-Гастуни, прося помощи и благословения для себя и своих воинов перед битвой. И в этой Куликовской «мясорубке» остались живы и сам Роман Новосильский, и все его сыновья. Получается, что совсем не напрасными были молитвы этих князей перед битвой в белёвском селе Гостуни перед чудотворной иконой, - говорит Евгений Барбашов.
Несмотря на совместные военные походы, белёвские князья не горели желанием присоединяться к Московскому государству. Они то заключали союз с Великим княжеством Литовским, то снова поворачивались к Москве. Это послужило причиной их ссылки в подмосковный Волоколамск. «Свёл было их князь великий Василий с вотчины их с Белёва… и дал им Волок, и жили на Волоце долго». И с собой в изгнание князья берут свой духовный символ – чудотворную икону из Николо-Гастуни, или список с неё. В Волоколамске для святыни строится церковь Николая Гостунского. Она была известна с первой половины XV века. А тем временем в осиротевшем белёвском уезде происходят события, надолго ставшие временной отсечкой для русских людей.
- Великий князь Московский Василий II в 1437 году даёт Белёв и Белёвское княжество потерпевшему поражение в Орде царю Улу-Мухаммеду. Они заключают договор о дружбе и ненападении, а в поруки договору берут икону Николая Чудотворца. Этот договор был записан на доске, которая долгое время хранилась в соборе села Николо-Гастунь, а также в Казанской летописи. Все промосковские летописи об это договоре умалчивают, потому что Василий II его нарушил. На Улу-Мухаммеда с его дружиной в полторы тысячи человек была послана московская рать в 40 тысяч. Улу-Мухаммед скачет в село Гостунь и боясь войти в храм, стоя на коленях перед церковью молит Николая Чудотворца ему помочь. В итоге, полторы тысячи татар наголову разбивают всё московское войско и уходят на среднюю Волгу, где Улу-Мухаммед основывает Казанское ханство. Летописцы так объясняют это событие: «И поганым огарянам господь помогает, если нарушается договор». 1503 год стал переломным для иконы Николая Гостунского. По повелению московского князя Ивана III она была торжественно перенесена крестным ходом из села Гостуни в Москву, а село Гостунь с этого года стало называться Николо-Гостунь. В 1506 году, по повелению московского князя Василия III для иконы Николая Гостунского был построен собор в центре Кремля. Все остальные православные святыни, переносимые в Москву, помещались в храмах, построенных на Посаде, за пределами кремлёвских стен. Икона Николая Гостунского более чем на два века стала главнейшей общерусской святыней, - рассказывает Евгений Барбашов.