Что мешает рыбе в белёвских магазинах стать дешевле?

Фото: © Елена Морозова/«Парламентская газета»
За десять месяцев 2025 года средняя наценка на социально значимые позиции рыбы в торговых сетях составила около трех процентов. При этом разница между отпускной стоимостью рыбаков на морские деликатесы и прайсами на прилавках доходит порой до 3,5 раза. В ситуации разбиралась "Парламентская газета".
Упрекнуть в чрезмерных накрутках никого нельзя. Структура цен и тех, кто ловит, и тех, кто продает, вполне обоснованна, а виноваты в удорожании рыбы промежуточные звенья товаропроводящей цепи. Поэтому разумно сократить количество посредников, чтобы максимально упростить доставку продукции от рыбодобывающей организации до торговой сети. Это должно привести к уменьшению цены, считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Подробно меры повышения доступности рыбы обсудили на круглом столе в Совете Федерации.
28 килограммов на человека
Нынешний показатель потребления рыбы россиянами — около 24 килограммов на человека в год — отстает от рекомендаций Минздрава. Президент России Владимир Путин 29 октября на совещании с членами Правительства по вопросам развития рыбного хозяйства поставил задачу повысить показатель до 28 килограммов. Глава государства обратил внимание, что для стран, где этот показатель высокий, характерен и рост продолжительности жизни. Приоритетом для отрасли, по его словам, должны быть именно интересы внутреннего рынка.
На пленарном заседании 26 ноября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обращаясь к сенаторам, еще раз напомнила о целевых установках российского лидера:
«Уже был высказан ряд предложений, в том числе сенаторами. Отработайте их в Комитете по сельскому хозяйству, привлеките Минсельхоз, Росрыболовство, разработайте дорожную карту. Чтобы во всех регионах рыба была доступна».
Днем позже на круглом столе в палате регионов сенаторы и все заинтересованные ведомства наметили план действий.
Первый зампред Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Игорь Зубарев отметил, что для всей страны сегодня характерна нехватка рыбы в детском питании:
«Есть регионы, которые едят мало рыбы, есть регионы, которые едят много рыбы, но во всех регионах потребление рыбы среди молодежи и детей падает. Это общая проблема».
Возможно, оттого, что не все осведомлены о полезных свойствах рыбы. Но вскоре пробелы в знаниях россиян планируют ликвидировать. Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии скрупулезно изучает этот вопрос, после чего будет сформирован справочник, куда войдут базовые для внутреннего потребления виды водных биоресурсов — минтай, горбуша, скумбрия, сельдь, камбала и треска.
Также специалисты ВНИРО изучают возможность продления сроков хранения рыбной продукции с 3-6 месяцев до 8-12, уточнил замруководителя Росрыболовства Дмитрий Суслов:
«Это цели, которые ставит сегодня наша наука. За счет упаковки, за счет покрытий, в том числе съедобных, — есть множество способов продлить сроки хранения».
После завершения экспериментальной части исследований научные работники разработают предложения для внесения изменений в ГОСТ, регламентирующие сроки хранения.
Сложный путь до прилавка
Разработки ученых, конечно, повысят шансы морских продуктов задержаться подольше в ретейле, но главных проблем их доступности решить не способны. Нужно искать альтернативные пути, считают в ФАС. Проанализировав движение рыбы от промысла до прилавка, ведомство установило, что рыбаки и магазины ведут себя по отношению к конечному потребителю вполне благопристойно — лишнего не накручивают.
Удорожание рыбы в 2-3,5 раза происходит благодаря промежуточным звеньям товаропроводящей цепи, обратил внимание замначальника управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Сергей Подолян.
«Мы не имеем права вмешиваться в цену. Поэтому единственный наш вариант — это предложить какую-то альтернативу как рыбакам, так и торговым сетям, дабы сократить это звено посредников, чтобы максимально упростить доставку рыбной продукции от рыбодобывающей организации до торговой сети. Это должно привести к уменьшению цены. Меньше посредников — меньше цена», — подчеркнул представитель ФАС.
Пока стоимость рыбы растет. Как пояснил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов, за десять месяцев этого года средняя наценка на социально значимые позиции рыбы в торговых сетях составила около трех процентов. Но есть и отрадные моменты: стоимость минтая, путассу, тилапии на протяжении года оставалась стабильной, а средняя минимальная стоимость одного килограмма лососевой икры и вовсе снизилась на 27 процентов — до восьми тысяч рублей.
При этом общий спрос на рыбу в крупных торговых сетях в натуральном выражении вырос за год на четыре процента. В топ самых покупаемых позиций вошли форель, минтай, креветки, горбуша, сельдь.
Не хватает популярности
Значимо повысить спрос на рыбу не получится, не закрепив в сознании людей обязательность потребления полезного продукта, считает глава Агентства по продвижению рыбной продукции Яков Адамов. И тут стоит подойти к решению проблемы креативно.
Например, категория населения от 18 до 24 лет наименее из всех склонна насыщать рацион морепродуктами. Они выбирают еду по принципу «быстро и удобно», форматы, которые можно приготовить за пять минут. «Им важна эстетика, модные образы, то, что говорят лидеры общественного мнения. Поэтому сегодня для продвижения рыбы недостаточно просто снизить цену. Рыба должна стать не только полезной, но и модной, вкусной, быстрой, удобной для всех категорий населения», — убежден Адамов.
Кроме того, продвижению рыбы в массовом сознании мешает «глубокий информационный вакуум» по теме, добавил эксперт.
«Мы живем в эпоху, где внимание является ключевым ресурсом, — поделился Адамов своими наблюдениями. — В принципе, если продукта нет в медиаполе, его нет в сознании потребителя. Сегодня мясо птицы аккумулирует свыше 90 процентов медийных активностей, а на рыбу приходится менее десяти процентов. Причем эти десять процентов формируются за счет промо-акций ретейла».