Состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине
- 27.10.2024 13:00
- Изображение создано с помощью нейросети Кандинский
Комедиальная хоромина – первое в России специальное здание для театральных представлений – было выстроено по указу царя Алексея Михайловича в его летней резиденции, в селе Преображенском под Москвой, для развлечения его молодой супруги царицы Натальи.
Судьба театра в России весьма интересна. Скоморохи на ярмарках, придворные шуты, балаганный Петрушка, ряженые на святках - вот представили актерской профессии на Руси.
Правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) характеризовалось активной борьбой противоположных представлений о путях дальнейшего развития Руси. Новый политический, культурный и бытовой уклад начинался во дворце Алексея Михайловича, построенном на востоке Москвы, в селе Преображенском. Ко времени Алексея Михайловича относится и появление первого в России театра - вещи по дедовским понятиям невиданной и даже еретической.
Именно боярин Артамон Сергеевич Матвеев, близкий друг царя Алексея Михайловича, видный сановник и вершитель многих дел в русском государстве, способствовал созданию первого придворного театра. Царь заинтересовался и повелел устроить сию забаву, но своих специалистов не было....
Поэтому обратились к учителю из Немецкой слободы Иогану Грегори (Иоганн Готфрид Грегори). С 1658 года он жил в России и служил пастором лютеранской церкви. В труппу набрали 60 актеров из молодых иностранцев, обитавших в Немецкой слободе.
Местом устройства "комедийной хоромины", в которой предстояло разыграть готовившееся представление, определили село Преображенское, все работы по созданию фактически первого русского придворного театра велись под наблюдением Артамона Матвеева. В конце октября 1672 года "хоромина" была готова, потом началась её внутренняя отделка, которая поражала своей роскошью и великолепием: стены зала драпировали "черевчатым" (красным) и зелёным сукном. Готовили костюмы и декорации: "…шилось всякое потешное платье и написаны рамы перспективного письма (декорации)". Росписью "хоромины" и устройством декораций занимался гамбургский живописец Петер Шимс, которого в русских документах называли "мастером перспективного дела". Оркестр получился сводным: в нём участвовали домашние музыканты Матвеева (которыми руководил органист Симон Гутовский) и служители кирхи, где проповедовал Грегори.
В Комедиальной хоромине была представлена "Комедия, как Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину наученью". Пьеса была сочинена пастором Грегори на немецком языке, с которого свободно переложена на русский язык переводчиками Посольского приказа. В таком виде она и была поставлена перед царем. Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась позади на простых деревянных скамьях. Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной были совершенно захвачены представлением и буквально не отрывали глаз от сцены...
Так на Руси родился русский драматический театр… Так был сделан первый шаг приобщения русских царей к театральному делу.
После смерти Алексея Михайловича Комедиальную хоромину снесли как "богопротивную" по приказу его набожного сына царя Федора.
Но плоды не замедлили сказаться. В дальнейшем, как известно, царица Прасковья Федоровна (жена царя Ивана Алексеевича) содержала свой собственный театр в селе Преображенском (под Москвой), равно как и сестра Петра I - царевна Наталья Алексеевна. Поклонниками "комидий" стали царевна Софья и передовое боярство того времени, быстро переодевшееся в немецкое платье.