День рождения авиационной пилотажной группы «Стрижи»

День рождения авиационной пилотажной группы «Стрижи»

Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" сформирована в 1991 году на базе 234 гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка.

Этот полк в войсках всегда называли "показным". В его задачи входила не только защита воздушных рубежей Москвы, но и демонстрация возможностей передовой авиационной техники.

Формирование нового 234-го истребительного авиационного полка началось с 1950 года. Костяком летного состава стали летчики-пилотажники.

Название группы придумали сами пилоты.

Главной задачей полка была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся 1 мая 1951 года.

9 июля 1961 года в День воздушного флота СССР в Тушино был проведен грандиозный воздушный парад, в котором самое активное участие приняли летчики 234-го полка.

В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению истребителя МиГ-29. До этого в распоряжении пилотов авиацентра были МиГ-21 и МиГ-23. В то время летчиков на четырех "мигах" не называли пилотажной группой, употреблялось название "ромб на МиГ-29".

Первый закрытый показ предтечи пилотажной группы "Стрижи" на МиГ-29 состоялся еще в 1986 году в Финляндии, куда группа была приглашена с дружеским визитом.

В 1991 году началась новая эпоха. В начале 1991-го был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов.

Пилотажная группа "Стрижи" входит в состав Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) имени трижды Героя Советского Союза Маршала авиации И.Н. Кожедуба. "Стрижи" базируются на расположенном в 60 километрах от Москвы аэродроме Кубинка.

В 1993 году авиационная пилотажная группа "Стрижи" была удостоена звания "Лучшая пилотажная группа мира".

В августе 1993 года "Витязей" пригласили на канадскую авиабазу Эбботсфорд, где их показательные выступления завершились небольшим курьезом: канадские летчики поспорили с русскими о том, что Су-27 как истребитель уступает их самолету CF-18 "Хорнет". Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей – "Витязи" в тренировочном бою одержали победу над "Хорнетами", доказав непревзойденные качества своих боевых машин.

Нынешнюю раскраску "Стрижей" Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" предложила в 2000 году. Так появились очертания гигантских синих птиц сверху и снизу на фюзеляже самолетов.

Все полеты "Стрижи" выполняют на фронтовых, многоцелевых, высокоманевренных истребителях четвертого поколения МиГ-29 и являются единственной в мире пилотажной группой, выполняющей фигуры одиночного и группового высшего пилотажа на машинах такого класса.

Группа "Стрижи" ежегодно проводит более 50 показов. Летчики группы выступали в небе Финляндии, Швеции, Таиланда, Малайзии, Бельгии, Германии, Италии, Австрии, Китая и других стран. "Стрижи" постоянно принимают участие в авиационных парадах в Тушино и авиасалонах в Жуковском, выступают с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов. Принимали они участие и в праздновании 850-летия Москвы.

В 2007 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Стрижи" и "Русские Витязи" в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.

Сегодня в команде "Стрижей" уже второе поколение летчиков-асов.

Интересно – при выполнении пилотажа все летчики смотрят только на самолет ведущего. Они держат одну плоскость, ориентируясь только на него. Именно ведущий создает рисунок пилотажа, отвечает за все параметры выполняемых фигур, за построение, а задача ведомых – выдержать свое место в строю. Расстояние между кончиками крыльев самолетов при групповом пилотаже составляет 1 метр.

В 2011 году "Стрижи" отметили 20-летний юбилей новой летной программой совместно с "Русскими витязями". В юбилейном показе приняли участие представители главного командования ВВС РФ, руководящего состава центра показа авиационной техники, а также заслуженные летчики авиационных групп высшего пилотажа.

В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как "пирамида", "молот", "звезда", "стрела", "крест" и "крыло". Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира. Это подтверждает, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.

Источник