Всё лучшее - детям, или психолого-педагогический класс: реалии и перспективы
Сейчас у учащихся учебных заведений официальные каникулы, но учителя это время проводят с пользой. Заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «СОШ №4 города Белева Тульской области» Людмила Владимировна Стамберская занимается самообразованием и повышением методической грамотности.
Так уж сложилось в обществе, что практически каждый гражданин нашей необъятной Родины, независимо от его профессионального образования, знает, как и чему учить. Вот только работать в школу приходят по-прежнему немногие даже из тех, кто получил высшее образование в педагогическом вузе. Учитывая, что система образования сейчас испытывает серьезный кадровый голод, необходимо сделать все возможное, чтобы в школы приходили молодые, умные, интересные педагоги, которые могут стать значимыми взрослыми для современных детей. А для этого нужно найти будущих лидеров нашего образования среди тех, кто сегодня еще сидит за школьной партой и робеет признаться, что хотел бы стать учителем, но боязнь неудачи не позволяет ему раскрыться в полной мере и поверить в себя.

Действительно, о профессии учителя всегда говорят как о служении. В Год педагога и наставника с больших трибун поднималось много важных проблем и предлагались различные способы их решения: от увеличения оклада и уменьшения документооборота до разработки стратегии привлечения в школу молодых специалистов. Так, с 2023 года в школах Тульской области стали открываться профильные психолого-педагогические классы, и наша школа при первой возможности включилась в этот проект. Не могу не отметить, что ориентация старшеклассников на профессию «учитель» в средней школе №4 Белева ведется давно. Более того, она дает свои плоды.
Наличие профильного класса позволило нам более внимательно присмотреться к спектру профессиональных задатков наших старшеклассников и начать осваивать азы педагогики, психологии и основы введения в учебную деятельность (современные методики восприятия, обработки и усвоения учебных действий). В работе с педклассом мы стараемся уделять как можно больше времени раннему профессиональному становлению будущих педагогов. А главное – даем ребятам на практике прикоснуться к педагогической деятельности. Так, например, в рамках предметных недель наши старшеклассники проводят уроки для учеников из средней и младшей школы как настоящие учителя. Под чутким руководством нас, учителей-наставников, они формулируют цель и задачи урока, определяются с формой и стратегией его проведения. При этом погружаются не только в вопросы методики преподавания выбранной дисциплины, но и не забывают о педагогике и психологии. Ставят для себя проблемные вопросы: какую воспитательную составляющую будет нести этот урок? Как создать ситуацию успеха при изучении нового, зачастую сложного материала. Занимаются подборкой учебного материала, используя дополнительные источники информации. Составляют проверочные задания и с особым интересом включают в урок элементы игры, повышая, таким образом, у своих учеников интерес к изучаемому предмету и вовлеченность в учебный процесс. И здесь нам у ребят, в свою очередь, есть чему поучиться: они цифровые аборигены, и в этой области могут взрослым дать фору. Но мы не были бы учителями, если бы не понимали, что педагог учится всю жизнь. Поэтому без всякого стеснения обращаемся к своим ученикам за консультацией, учимся у них и самосовершенствуемся. Вот так, в атмосфере взаимоуважения, открываются новые личностные качества и формируются профессиональные навыки.

Ранняя профориентация будущих педагогов была предложена министерством образования Тульской области. Ее курирует Департамент профориентационной деятельности и карьерного роста Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого при непосредственном участии Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Программа профильных психолого-педагогических классов, реализуемая в нашей школе, признана коллегами эффективной. Помимо профильных занятий наши выпускники за два учебных года проходили тестирования на профпригодность и участвовали в различного рода мониторингах и викторинах. Благодаря этому они смогли окончательно выбрать дальнейшее направление своего профессионального образования. Сегодня далеко не все выпускники подают документы в педагогические вузы и колледжи. Но те ребята, которые выбрали профессию учителя, сделали свой выбор вполне осознанно. А все остальные не на словах теперь знают, что значит быть учителем, в чем заключается его миссия. Именно они, став в будущем родителями, будут настоящими соратниками педагогов их собственных детей.
Первые выпускники психолого-педагогического класса покинули стены родной школы в этом году. Среди них будущие врачи, инженеры, музыканты, экономисты, юристы и, конечно же, учителя. Причем выбрали ребята направления, необходимые родной школе. Помимо более чем хорошего проходного балла наши выпускники имеют льготы при поступлении в педагогические вузы – об это позаботилось Министерство образования Тульской области. Казалось бы, цель достигнута, но своих ребят мы продолжаем погружать в профессию и в дальнейшем. Ежегодно школа принимает для прохождения педагогической практики выпускников прежних лет. Без ложной скромности и с радостью осознаем, что детям 21-го века достанется лучшее, и наша работа не была напрасной.

Этих будущих педагогов мы держим в поле зрения, и для реализации условий профессиональной адаптации пользуемся возможностями региональной программы «PRO-стажер». Данная программа, с одной стороны, направлена на решение проблемы нехватки педагогов в школах, в связи с чем студентам старших курсов разрешается свободное посещение лекций при условии официального трудоустройства в школу. С другой стороны, наши PRO-стажеры получают целостное методическое сопровождение на рабочем месте, накапливают опыт и повышают его результативность. Опыт такого взаимодействия с Тульским педагогическим университетом у нас есть.
Таким стажером в 2023 году в родную школу пришел выпускник 2019 года, наш золотой медалист, который впоследствии и университет закончил с красным дипломом, Александр Гарбузов. А с сентября 2024 года Александр Андреевич – наш коллега. Молодой, харизматичный, интеллигентный, с великолепным знанием языка и чувством юмора, он легко влился в коллектив и стал значимым взрослым для своих учеников. Сегодня Александр Андреевич уже дает мастер-классы на региональном уровне и готовится к конкурсам профессионального мастерства, а его ученики выбирают английский в качестве предмета по выбору на ГИА, а некоторые из них в будущем тоже хотят стать учителями английского языка. Согласитесь, это дорогого стоит. И дай Бог, чтобы они вернулись в родные пенаты. Не зря говорили наши предки: «Где родился – там и сгодился!»
Это не просто слова, а личный жизненный опыт. В таких маленьких городах, как наш тоже живут люди и у них есть дети, которым нужны настоящие учителя. Белевская земля давала, дает и будет давать талантливых людей. В нашей школе в 2024/2025 учебном году было три номинанта на губернаторскую премию. Сегодня как никогда важно, чтобы рядом с такими детьми были достойные педагоги, способные давать не только знания и вести за собой, но и открывать для ребят новые горизонты и учить их видеть перспективу.
Фоторепортаж