Незабываемый Рио
Город встретил дождем и вечерними огнями, которые стремительно неслись навстречу и казались странными медузами через заплаканные дождем окна моего такси.
Молодой курсант Николай, отпущенный на каникулы, лихо соскакивает с подножки вагона и, раскрыв от удивления рот, замирает на перроне. Вместо таблички с надписью «Белев» на старинном здании вокзала красуется «Невинномысск». Вокруг снуют люди в костюмах начала века, храпят лошади, слышен запах пороха. На соседнем пути, задыхаясь, пыхтит паровоз. В общем – провал во времени! Но Коля на то и учится на военного журналиста, чтобы быстро ориентироваться в обстановке. Тем более, что через мгновение на горизонте появляется потный замученный человек с кинокамерой…
Для нашего незабвенного ответственного секретаря «Белевской правды» Николая Вороненко – это так и осталось забавным воспоминанием юности. А вот белевским старушкам-огородницам, во время начала съемок в Белеве фильма «Огненное детство» торговавшим в соседнем Козельске овощами с грядок, пришлось пережить очень неприятные моменты, проще говоря, напугаться до полусмерти.
Выйдя из поезда, бабушки увидели людей в военной форме времен гражданской войны, которую помнили, а тут еще и взрывы, бегущая и ревущая толпа… «Батюшки, война!!!» – закричали они и кинулись прочь с вокзальной площади. Но так как шли съемки, площадь была перекрыта. Их стали задерживать, бабульки испугались еще больше и еле-еле до них смогли донести, что это всего лишь снимается кино.
Сюжет фильма режиссера Юрия Швырева уносит нас в огненный для России 1919 год. Маленькая железнодорожная станция на Кубани захвачена белогвардейцами. Рабочие депо, помогавшие красным и бойкотирующие ремонт бронепоезда белых, арестованы, им грозит расстрел. И тогда их сыновья организуют отряд – Юнармию, а их наставником становится комиссар Саббутин, чудом спасшийся от белых. Рискуя своей жизнью, мальчишки проводят хитроумную операцию – оставляют белых без оружия и выводят из строя их бронепоезд.
Для тогда шестилетней девочки – будущей актрисы Анны Назарьевой роль в фильме была первой и чуть было не стала для нее последней. Сцена в фильме, где железнодорожник спасает дочь комиссара от несущегося паровоза, оказалась реальна – именно так ей запомнился момент съемок этого эпизода. «Тогда я чуть не погибла под колесами паровоза! – вспоминала актриса. – На репетициях он останавливался передо мной. Думала, что так будет и во время записи сцены. В результате – летит с ревом и свистом железная махина, а я стою столбом… В последний момент меня буквально выдернул из-под колес актер Алексей Ванин – мой «крестный отец». Этот кадр так и вошел в фильм…» В фильме также были задействованы и другие известные актеры: Юрий Кузьменков, Геннадий Юхтин, Юрий Медведев, Александр Пороховщиков, Инна Ульянова…
Но больше все же для белевцев во время съемок в нашем городе этого фильма полвека назад, в июне 1975 года, было интересных и необычных переживаний. Многие откликнулись на призыв съемочной группы поучаствовать в массовых сценах и на период съемок почувствовали себя настоящими актерами. И вот, пятьдесят лет спустя, непосредственные участники съемок «Огненного детства», а также дети и внуки актеров массовых сцен по собственной инициативе собрались вместе в Белевском художественно-краеведческом музее, чтобы вспомнить это событие. Открыла эту необычную встречу директор музея Ольга Степина.
Белевец Николай Сычев провел со съемочной группой десять дней в роли денщика капитана белых (актер – Александр Пороховщиков). Некоторые эпизоды фильма были отсняты в Козельске, а еще – в станице Беломечетская. Земляк вспоминал, сколько было сложностей при работе над фильмом. Основная из них – невозможность сразу познакомиться с отснятым материалом. Пленку нужно было из Белева везти с пересадками в Ленинград. Там ее проявляли, а затем снова отправляли в наш город.
– Мне удалось посмотреть рабочий материал, – вспоминает Николай Сычев. – Правда, не вместе с режиссером и съемочной группой в зале нашего ДК, а из окошка кинобудки сверху. Первоначально фильм был длиннее. Но потом ленту стали «резать», к сожалению, исчезло немало эпизодов с белевскими сценами и лицами наших земляков…
Много еще интересного на встрече в музее вспомнили белевцы о фильме, обсудили костюмы, которые им были предложены для массовых сцен, свои эмоции и ощущения в то время. Вспомнили почти поименно тех жителей нашего города, кто не дожил до этого пятидесятилетия…
– Знаете, – делилась своими мыслями Вера Илющенкова, – тогда, в юности, я думала, что быть актрисой – это так хорошо. Все тебя любят и узнают! Но, когда я приняла участие в массовых сценах съемок «Огненного детства», то поняла, что работа в кино – это адский труд, на который способны далеко не многие. А о фильме хочется сказать, что он, несмотря на небольшую популярность, все-таки снят был не зря. И тогда, и сейчас подрастающему поколению и всем нам, как воздух, нужны такие патриотические картины, которые учат любить свою страну и свой народ.
Лариса Галкина
Фото автора
и из семейного архива Веры Илющенковой
Город встретил дождем и вечерними огнями, которые стремительно неслись навстречу и казались странными медузами через заплаканные дождем окна моего такси.
Улица Октябрьская (Дорофеевская). Рассказывает педагог белевского Дома детского творчества Александр Олейник.
Смотрю на эту доброжелательную интеллигентную женщину, и на душе становится светлее. Сразу припоминаются песенные слова: «Нам рано жить воспоминаньями, пока душа надежд полна.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.