Оценки за поведение и снижение нагрузки: каких изменений ждать белёвским школьникам в этом году

Оценки за поведение и снижение нагрузки: каких изменений ждать белёвским школьникам в этом году

В 2025 год российская система образования не вошла, а, скорее, ворвалась - на волне инициатив, дискуссий, мнений "за" и "против" по многочисленным вопросам, которые обсуждали учителя, школьники, родители весь предыдущий год и даже буквально за несколько дней до наступления нового.

О чем будут говорить в этом году? Каких решений ждать? К чему готовиться?

Но для начала - о том, с чем идем в новый год. По данным минпросвещения, Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Также мы в топ-5 стран по результатам международных олимпиад школьников. В 2024 году все участники российских сборных завоевали медали - 31 золотую, 9 серебряных и 2 бронзовые. Во Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие 7 миллионов человек (сейчас, кстати, в разгаре ее региональный этап).

По словам министра просвещения, качество образования в целом не понизилось, а по некоторым предметам даже стало лучше. Об этом говорят средние баллы ЕГЭ. Так, общий средний балл ЕГЭ по стране в 2024 году составил 66 баллов, а, для сравнения, в 2015-м - 59,9 балла.

Растет средний балл по естественно-научным предметам (математика, физика, химия, биология) - с 55,4 балла в 2019 году до 60,9 балла - в 2024-м.

Также эти предметы школьники стали чаще выбирать для изучения на углубленном уровне.

Почти в два раза меньше стало неуспевающих школьников: процент условных двоечников за пять последних лет снизился с 25 до 15. А процент абитуриентов, которые поступают на педагогические направления в вузы, повысился. Они на втором месте по популярности после информационных технологий.

Онлайн - не только в ВУЗ

А вот новость буквально первых рабочих дней 2025 года: в России могут разрешить дистанционное поступление в колледжи. О чем речь? Подготовлен проект постановления правительства о внесении изменений в положение о работе суперсервиса "Поступление в вуз онлайн". Документ опубликован для общественного обсуждения, которое продлится до 24 января.

Предлагается расширить функции суперсервиса - добавить возможность подавать с его помощью заявления на поступление в колледжи и техникумы. Сейчас онлайн-поступление через суперсервис доступно только абитуриентам российских вузов.

"Суперсервис впервые расширяет свои функции на абитуриентов учреждений среднего профобразования, - прокомментировали "Российской газете" в минпросвещения. - У министерства в связи с этим появляются новые полномочия. В их числе - обеспечение методического и информационного сопровождения абитуриентов, колледжей, техникумов и их учредителей о проведении приемной кампании и разработка формы отчетов о ходе приема в колледжи через суперсервис".

Кроме того, как отмечается в пояснительной записке к документу, будет предусмотрен механизм сбора всех заявлений по приему на программы СПО и интеграция всех действующих электронных систем в сфере образования, чтобы удобно было собирать и выгружать статистические данных о ходе приемной кампании.

Не смотри на часы?

В 2025 году Госдума совместно с правительством займется снижением нагрузки на школьников.

"Со стороны правительства есть понимание необходимости пересмотра учебной нагрузки в школах, - сообщил в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Планируем включить этот вопрос в число приоритетов на 2025 год и совместно с правительством выработать решения".

По данным исследований, только в "началке" на занятия уходит 47 часов в неделю - здесь и уроки, и кружки, секции, и домашние задания, объем и сложность которых часто обескураживает родителей. У почти 60 процентов детей не хватает времени на увлечения или хобби. Как быть?

Ангелина Рябина, директор школы из Астрахани, считает, что уменьшение количества уроков нельзя рассматривать как эффективный способ снижения нагрузки на учеников.

"Убрать часы - это формальный подход, содержательно-то все останется. Утверждены федеральные программы, составленные с учетом новых ФГОСов, и уменьшение часов, скорее всего, повлечет самостоятельное изучение материала, что отразится на качестве образования, - говорит директор. - А вот что можно сделать, так это перераспределить нагрузку. Освободить детей от объемных домашних заданий, которые вполне успешно можно делать в школе. Для этого необходимо менять методику, построить преподавание так, чтобы ученики не только усваивали новый материал на уроках, но и закрепляли, отрабатывали его в классе и на "внеурочках".

Кризисный психолог Светлана Балабан обращается в первую очередь к родителям: "Рассмотрим день школьника. Что мы видим: школа, уроки, тренировки, кружки, телефон, игры. И поверьте, телефон, игры, видео и т.д., - у многих детей это нагрузка чуть ли не номер один, а потом уже школа, уроки. Они могут до полуночи делать уроки, плача от усталости, но не забудут до этого поиграть в игру или посмотреть видео".

По мнению психолога, проблема не столько в школьной нагрузке, сколько в количестве потребляемой информации, которой сейчас загружены головы детей и взрослых. И стоит подумать в первую очередь об этом.

Анна Титаренко, учитель биологии школы N 50 им. Федорчука из Луганска согласна с тем, что школьники сегодня перегружены. И основное здесь, по мнению учителя, множество внеурочных мероприятий.

"После семи основных уроков дети вынуждены оставаться на внеурочки, которые, как правило, не всегда вызывают интерес, но на нашей территории они являются обязательными. Многие школьники нагружены не только уроками в школе, но и дополнительными занятиями: кружками, спортивными секциями, а также репетиторами. Я замечаю, что дети даже дремлют на уроках", - поделилась педагог.

Строго в профиль

Накануне нового года в Госдуму внесен законопроект, предлагающий изменить правила поступления выпускников колледжей в вузы: запретить поступать без ЕГЭ на непрофильные направления. Сейчас по закону после колледжа не нужно сдавать ЕГЭ при поступлении в университет, даже если направление предыдущего образования никак не совпадает с выбранным в вузе. Как отмечают авторы законопроекта, часты ситуации, когда, допустим, выпускник программы бухучета в колледже подает документы, к примеру, на "лечебное дело".

Вузы, правда, имеют право устанавливать форму вступительных экзаменов для выпускников колледжей самостоятельно и в некоторых случаях требуют ЕГЭ для непрофильных направлений. Но такие случаи, скорее, исключение. По задумке авторов документа, поправка повысит качество знаний, а у абитуриентов появится мотивация. Потому что сегодня они нередко используют учебу в колледже как лазейку для обхода ЕГЭ.

"Введение обязательной сдачи ЕГЭ при поступлении на направления, не связанные с предыдущим образованием, с одной стороны, поможет сделать процесс поступления в вузы после колледжей более стандартным, - прокомментировал "РГ" ректор РГПУ им. Герцена Сергей Тарасов. - С другой стороны, на данный момент вузы вполне способны проводить компетентные внутренние экзамены, которые могут определить дальнейший образовательный маршрут человека. Более того, к внутренним экзаменам обычно обращаются именно те выпускники, которые замотивированы на обучение в конкретном вузе на конкретном направлении".

В минобрнауки думскую инициативу поддержали. Кстати, за последние годы число выпускников колледжей, которые решили продолжить обучение в университете сразу после получения диплома СПО, выросло почти в полтора раза. А среди школьников интерес к колледжам растет: 62,5 процента девятиклассников выбирают сегодня поступление в колледжи на рабочие профессии.

"Пара" ласковых

Все говорит о том, что в этом году снова будут обсуждать возвращение в школу оценок по поведению. В декабре 2024-го тема в очередной раз зазвучала, причем уже на новом уровне. Владимир Путин проводил заседание Совета по правам человека и удивился тому, что в школах никак не оценивается поведение учеников.

В Госдуме уже готовят законопроект о возвращении оценок за поведение. Но прежде всего, и на этом акцентировал президент, нужно выработать справедливые критерии такого оценивания. Напомним, оценки по поведению уже были в истории отечественной школы, но в какой-то момент эту практику отменили. Значит, на то были веские причины. И одна из них - субъективность таких оценок.

В минпросвещения отметили, что вопрос введения оценки по поведению требует широкого экспертного и общественного обсуждения: как она будет выставляться и кто ее будет определять - учитель или классный руководитель.

А по мнению научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессора Виктора Болотова, эта проблема должна решаться не через учителя, а через школьные уставы и школьное самоуправление. Когда в уставе прописана, например, недопустимость порчи школьного имущества. Произошло такое - собирается школьный совет. Выносится предупреждение. Три раза повторилось - исключение из школы.

Оценки по поведению точно будут обсуждать, но не только их.

Среди инициатив, которые всколыхнули школьные и родительские чаты, - средняя оценка в дополнение к баллам ЕГЭ. Такая оценка должна будет учитывать знания по всем предметам, а не только тем, по которым школьник сдает Единый госэкзамен. Зачем? По мнению автора инициативы, главы Совета по правам человека Валерия Фадеева, школьники сегодня фокусируются только на тех предметах, по которым будут сдавать ЕГЭ, а другие - проседают. Результатом же обучения в школе должны быть знания по всем предметам, а не только по тем, которые нужны для поступления в вузы. Мнение поддержала и президент Российской академии образования Ольга Васильева. По ее мнению, нужен механизм, который учитывал бы все достижения, способности и таланты выпускника в комплексе, а ЕГЭ этого не может обеспечить в полной мере.

Разговоры о каждом

К 1 мая 2025 года цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" должен быть дополнен новыми темами, посвященным русскому языку и известным русским писателям. Такое поручение по итогам заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ дал президент Владимир Путин. Ответственные - минпросвещения совместно с администрацией президента.

Сегодня "Разговоры о важном" - это занятия, которые проводятся в российских школах с 1-го по 11-й класс на первом уроке по понедельникам. Занятия идут уже третий год, и их цель - "развитие патриотизма, воспитание нравственности и историческое просвещение". Каждый урок посвящен какой-то важной дате в истории страны, известной личности или знаковому событию.

Вместе с обновлением курса в соответствии с поручением президента, минпросвещения также будет прорабатывать в наступившем году вопрос введения "Разговоров о важном" в детсадах для малышей с пяти лет. Эта идея прозвучала во время встречи Владимира Путина с лауреатами всероссийских педагогических конкурсов в начале октября прошлого года. Президент инициативу поддержал, но подчеркнул: занятия для дошколят надо вводить аккуратно и доступно, связывая понятия "Родина", "страна" с мамой, папой и другими родственниками.

"Курс будет сформирован с учетом особенностей детей дошкольного возраста", - заверили в министерстве.

А в это время...

В Рособрнадзоре прокомментировали информацию о том, что "начат процесс отмены ЕГЭ". С таким заявлением выступил ранее глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов - один из активных критиков Единого госэкзамена. В России, по его мнению, скоро появится новый формат оценки знаний, который может быть основан на преимуществах ЕГЭ, а также советской и российской систем образования. И якобы процесс формирования новой системы уже начался - ведь прошло масштабное обсуждение изменений в Единый, а дополнить его предложили интегральной оценкой - средним баллом по всем предметам. Это тот срез знаний "в общем", которого так не хватает, по мнению некоторых экспертов.

Правда, в своих претензиях к ЕГЭ депутаты по-прежнему сетуют на то, что экзамен - это "угадайка" с тестами. Между тем любой, кто откроет сайт Федерального института педагогических измерений и посмотрит демоверсии ЕГЭ, вряд ли согласится с таким мнением. Да, "угадайкой" ЕГЭ, возможно, был в самом начале пути, но с тех пор прошло уже 15 лет, и экзамен сильно "повзрослел".

Напомним, весь прошлый год прошел под знаком отмены ЕГЭ. Хотя почему только прошлый - противников у этой формы государственной аттестации выпускников школ всегда было хоть отбавляй.

По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, перспективы развития вариантов и форм государственной итоговой аттестации очень подробно рассматриваются в создающейся Стратегии развития образования до 2036 года. Ее должны представить в марте.

- Предложения по совершенствованию ЕГЭ и ОГЭ уже широко обсуждались в августе 2024 года, - прокомментировал "РГ" Музаев. - Мы определили направления для дальнейшей работы. Предложения различных спикеров фиксируем и будем включать их в обсуждения в рамках формирования Стратегии развития образования.

Анзор Музаев подчеркнул: об отмене Единого госэкзамена в ближайшие годы речи не идет.

- Все изменения в этой серьезнейшей сфере мы анонсируем за несколько лет, чтобы выпускники могли заранее к ним приготовиться, - заверил Музаев. - Всем старшеклассникам рекомендуем спокойно продолжать учебу и подготовку к экзаменам,опираясь на официальную информацию, размещенную на официальных ресурсах Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений.

Источник