Хроника героической династии

Хроника героической династии

В прошлом, особенно в довоенные и послевоенные годы, большинство семей в Белеве были неразрывно связаны с жизнью железной дороги. Профессия железнодорожника представлялась людям очень значимой и важной для страны. Да таковой она и была. Строительство сети железных дорог для удобства жизни народа необъятной страны планировалось лучшими инженерными умами Российской империи. И к началу двадцатого века стальная магистраль достигла и нашего небольшого городка. Хотя в то время Белев совсем не был захудалой окраиной губернии. Напротив! Кафедральный город и лучший на Тульщине. Первый после Тулы. Так его называли наши предки, жившие в начале прошлого века и в веке девятнадцатом.
Просто удивительную и, пожалуй, даже единственную в своем роде историю семьи потомственного железнодорожника Константина Михайловича Золотухина рассказала нам его дочь Надежда Константиновна.
А начиналась все так.

Первыми в наш город из Ефремова на строительство железной дороги приехали старшие братья дедушки Надежды Константиновны – Иван Дмитриевич и Дмитрий Дмитриевич. А в феврале 1914 году, после смерти отца, в Белев перебрались и сам дедушка Михаил Дмитриевич с братом Павлом.
Михаил Дмитриевич родился в 1897 году в Ефремове Тульской губернии. В 1911 году окончил три класса городской приходской школы. Переехав в Белев, он пошел работать кочегаром паровоза, через полгода перешел на должность слесаря депо. С августа 1916 по апрель 1923 года юный Михаил – уже помощник машиниста. В 1923 году закончил паровозное отделение железнодорожной профтехшколы в Саратове и получил специальность машиниста паровоза. Шесть лет проработал молодой железнодорожник в этой должности, но через некоторое время по состоянию здоровья был переведен дежурным по депо.
В октябре 1941 года, когда Белев оккупировали немецко-фашистские захватчики, вместе с отделением паровозного хозяйства Михаил Золотухин был эвакуирован на станцию Надеждинск Пермской железной дороги, где работал старшим дежурным по депо. А в феврале 1942 года, после освобождения, все вернулись в родной Белев. В ноябре 1944 года Михаилу было присвоено звание «Техника тяги 1-го ранга», спустя четыре года – персональное звание «Техника-лейтенанта тяги». За свой многолетний труд в 1946 году Михаил Дмитриевич награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1951 году – наградными часами. И, наконец, за многолетний добросовестный труд Михаил Дмитриевич Золотухин удостоился одной из самых высоких наград нашей страны той эпохи – ордена Ленина.
В личной жизни Михаила тоже все сложилось благополучно. Будучи двадцати четырех лет от роду, он обвенчался с Бугаковой Агриппиной Захаровной во Владимировской церкви. У них родилось трое детей, которые продолжили трудовой путь отца на железной дороге.
Старший сын Николай во время Великой Отечественной служил в отделении мотоциклетного полка. Войну закончил в марте 1945 года на венгерском озере Балатон, где развернулось последнее крупное оборонительное сражение Красной Армии. Был награжден медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени. После войны пошел работать помощником кочегара.
Дочь Лидия во время войны работала кочегаром на паровозе. После окончания железнодорожного техникума – дефектоскопистом, затем нормировщицей в депо. Вся ее трудовая деятельность связана с железной дорогой. Стал машинистом и ее сын Александр. Он работал в Казахстане, куда переехал с семьей после службы в армии.
Младший сын Константин в сентябре 1944 года, после окончания семилетней школы № 24, поступил учеником слесаря-автоматчика. Спустя три месяца был переведен на должность газосварщика восстановительного поезда станции Белев. В мае 1950 года он ушел на срочную службу, там окончил курсы офицерского состава и остался служить лейтенантом на Балтийском флоте. В 1954 году зарегистрировал брак с Данкиной Анной Михайловной. В 1957 году, в связи с сокращением численности армии, ушел в запас и вернулся с семьей в Белев. И практически сразу пришел на работу в родное депо, где трудился в должности газосварщика до ухода на пенсию. За годы работы был премирован наручными часами, награжден почетными грамотами, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. За многолетний добросовестный труд ему присвоено звание «Ветеран труда».
Старший брат Михаила Дмитриевича тоже работал помощником машиниста на железной дороге. Дети Дмитрия Дмитриевича: Аркадий, Дмитрий и Василий – также стали железнодорожниками. Аркадий погиб во время Великой Отечественной войны. Трудовую династию Аркадия продолжил его сын. Дочери Анна Дмитриевна и Валентина Дмитриевна работали в депо. Обе были активными участницами хора железнодорожников.
На железной дороге трудились и родственники Константина Михайловича Золотухина по материнской линии. В семье Данкиных, родных жены Константина Михайловича, тоже были железнодорожники. Старшая сестра Надежда Михайловна окончила медицинское училище, прошла Великую Отечественную войну старшиной медицинской службы 41-й истребительной противотанковой артеллеристской бригады. Победу встретила в Кенигсберге. Награждена медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», а также Орденом Отечественной войны II степени. После возвращения с фронта всю жизнь проработала медсестрой в железнодорожной больнице до ухода на пенсию. Ее муж, Клейменов Николай Петрович, работал во время войны вагонщиком подвижного состава.
Старший брат, Иван Михайлович Данкин, после школы поступил в Белевское педучилище, откуда и был призван на фронт. Служил старшиной разведроты. Имел ранения. Награжден Орденом Славы III степени, медалью «За отвагу» и другими. После войны до выхода на пенсию работал дежурным, а затем начальником станции Арсеньево.
Вот что рассказала нам о своей большой семейной династии железнодорожников Надежда Золотухина.
Семья Золотухиных – пример трудовой доблести и героизма в профессии и в судьбах каждого из ее представителей. В свое время династия Золотоухиных являлась одной из многих семей железнодорожников, чьи дети шли по стопам родителей и из поколения в поколение передавали друг другу опыт и профессиональное мастерство.

Записала
Светлана Карманова
Фото из семейного
архива Золотухиных