В Тульской области сократилось число грабежей и разбоев
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Тульской области подвело итоги состояния преступности за январь – апрель 2025 года.
Исследование ученых психологического факультета МГУ показало, что дети 5-6 лет активно играют в компьютерные игры и смотрят видео. И отнюдь не 10-15 минут, как рекомендовано ВОЗ, а гораздо дольше. Причем треть родителей не хотят признаваться в том, что их дети играют в компьютерные игры, а возраст использования гаджетов постоянно снижается. Есть ли польза от компьютерных игр? Как бороться с цифровой истерикой? Как связаны компьютерные игры со школьной учебой?
На эти и другие вопросы "РГ" отвечает доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарья Бухаленкова.
Дарья Алексеевна, впечатление такое, что сейчас у малышей гаджеты в руках чуть ли не с пеленок. Двухлетние дети уже играют в игры и щелкают кнопками. Не вредно ли это? Когда можно давать ребенку гаджеты и сколько времени разрешать играть?
Дарья Бухаленкова: По рекомендации Всемирной организации здравоохранения детям до 2-х лет вообще не стоит давать гаджеты, с 2 до 5 лет рекомендуется проводить у экрана детям помладше не более 10-15 минут и тем, кто постарше, не более 30-60 минут, а с 5 до 17 лет - не более 2 часов в день. Но реальность иная.
Родителям надо знать, что есть активное и пассивное использование гаджетов. Просмотр мультфильмов, видео - пассивное, а вот компьютерная игра, когда надо совершать какие-то действия, - активное экранное время. И если раньше большинство детских специалистов говорили только о негативном влиянии гаджетов и компьютерных игр, то сейчас видим, что ситуация не такая однозначная. Активное использование гаджетов, в том числе компьютерные игры связаны с развитием как детского воображения, так и саморегуляции (способности управлять своими действиями и познавательными процессами - вниманием, мышлением, памятью). Причем, если дети сами выбирали, во что им играть, показатели развития воображения у них были выше. И для детского воображения и саморегуляции лучше, если ребенок играет не один, а со сверстником или братом/сестрой.
Как проверить, развито у ребенка воображение или нет? Родители сами могут это сделать?
Дарья Бухаленкова: Есть множество специальных методик, которые используют специалисты для диагностики детского воображения. В наших исследованиях мы использовали методику "Дорисовывание фигур" Ольги Михайловны Дьяченко.
В чем суть? Мы даем детям карточки с абстрактными фигурами и просим придумать и дорисовать картинку. Например, на карточке изображен прямоугольник, ребенок дорисовал клавиатуру, и получился компьютер. Это хороший результат. Или на карточке нарисован круг: один увидел в нем просто смайлик, а другой сделал из него светофор. А вот один из самых интересных примеров: на карточке две дуги - одна побольше, другая поменьше. Ребенок нарисовал лицо человека и даже передал его настроение. В случае со светофором и с лицом изначальная фигурка стала не основной частью рисунка ребенка, а второстепенной (две дуги стали частью лица). Этот рисунок говорит о богатом воображении, ребенок придумал сложный образ.
Умение так дорисовывать фигуры чаще всего развивается к концу дошкольного возраста (у детей 6-7 лет), но и в этом возрасте далеко не все дети справляются с заданиями на таком уровне. К тому же рисунки детей могут отличаться разным количеством дополнительных деталей и предполагать наличие или отсутствие сюжета в том, что они рисуют. Эти параметры также показывают степень развития детского воображения.
Допустим, родители готовы дать ребенку телефон и скачать игры. Какие выбираем для дошкольника?
Дарья Бухаленкова: Родители обычно стараются выбрать обучающие, развивающие игры. Но для развития воображения, как оказалось, важнее эмоциональная вовлеченность ребенка, фантазирование, которое с этим связано. А к таким играм можно отнести скорее игры-симуляторы, когда ребенок в каком-то вымышленном городе или пространстве что-то строит, готовит, выращивает. Этот тип игр наиболее значим для развития детского воображения. Причем в большей степени для девочек.
При этом негативное влияние на развитие детского воображения оказывают игры на быструю реакцию (экшн-игры, гонки, платформеры).
Для развития саморегуляции подойдут логические и стратегические игры. Логические - это разного рода головоломки. Логические игры помогают развивать такую регуляторную функцию, как когнитивная гибкость, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, смотреть на ситуацию с разных сторон, искать новые, нестандартные решения. Между прочим, у взрослых высокий уровень развития данной способности снижает риск возникновения депрессии.
Стратегические игры - шашки, шахматы, морской бой, где нужно не просто понять и придумать решение головоломки, а нужно бороться с соперником, продумывать свою стратегию и шаги наперед.
А почему нельзя сесть за обычную шахматную доску и сыграть в обычные шахматы?
Дарья Бухаленкова: Можно, и это было бы отлично. Но если у родителя не хватает времени, чтобы самому сыграть с ребенком в шахматы и шашки, то тут искусственный интеллект может стать хорошим помощником и виртуальным соперником.
Со взрослыми все понятно. А какие компьютерные игры предпочитают сами дети?
Дарья Бухаленкова: Самые популярные игры у воспитанников старших и подготовительных групп детского сада (детей 5-7 лет) - игры-симуляторы, что, вероятно, объясняется главной ведущей деятельностью дошкольников, в которой происходит их развитие, - сюжетно-ролевой игрой.
Следом идут игры на быстроту реакции. Их больше любят мальчики, и в этих играх психологи видят негативный эффект для развития познавательных способностей и саморегуляции в дошкольном возрасте. Зато в более позднем возрасте (у взрослых геймеров) такой тип игр развивает навык быстрого реагирования на изменяющиеся условия. Один из ярких примеров, когда быстрота реакции может быть полезна, - вождение автомобиля.
За этими двумя типами компьютерных игр следуют логические и стратегические игры, причем с возрастом возрастает интерес именно к стратегическим играм.
Примерно 5 процентов детей любят играть в обучающие игры. Хотелось бы подчеркнуть значимую роль взрослого, который должен участвовать в этом процессе. Мы проводили интересное исследование, которое показало, какую большую роль играет взрослый при общении ребенка с гаджетами. Взяли приложение "Лунтик. Математика" и с его помощью проводили занятия с дошкольниками, направленные на развитие у них навыков счета, сравнения чисел и величин. У нас было две группы детей: одни играли самостоятельно, а во второй группе дети играли при взрослом, который отвечал на их вопросы и помогал, если видел, что ребенок что-то не понимает. В конце взрослый задавал несколько вопросов: чему ты научился, а давай посчитаем/сравним вот эти игрушки/предметы? По итогам занятий дети из второй группы (с участием взрослого) показали лучшие результаты, их математические способности были значимо выше, чем у тех детей, которые играли сами, без помощи и участия взрослого.
Может ли гаджет конкурировать с книгой?
Дарья Бухаленкова: Книга обладает более развивающим эффектом. Когда ребенок слушает, как родитель читает ему книжку, он в своем воображении представляет, как выглядят герои, мир, в котором они находятся. Компьютерная же игра чаще всего предлагает ребенку готовую картинку, в которой мало возможностей что-то дополнительно представить в воображении. Также чтение родителем ребенку книг важно для речевого развития детей. Совместное чтение в детском возрасте связано с дальнейшей успешностью учебы ребенка в начальной школе.
При этом, согласно некоторым зарубежным исследованиям, прослушивание дошкольниками аудиокниг может стать неплохой альтернативой чтению книги и уж точно полезнее просмотра мультиков.
Может ли у маленького ребенка возникнуть зависимость от гаджета?
Дарья Бухаленкова: Это больше сфера клинической психологии, мы это не исследуем. В дошкольном возрасте, насколько я знаю, такие диагнозы не ставят, однако в более поздних возрастах такой диагноз может быть поставлен ребенку.
Что делать, если ребенок закатывает истерики, когда у него отбирают телефон или планшет?
Дарья Бухаленкова: Важно разобраться, почему он так себя ведет? С одной стороны, у дошкольников (особенно младших, то есть в 3-4 года) часто еще недостаточно хорошо развиты способности к саморегуляции, контролю своих действий и пониманию своих эмоций (что я чувствую и как могу это регулировать). Поэтому из-за сильных эмоций ребенок может бурно реагировать - важно развивать его навыки саморегуляции (особенно сдерживающий контроль - умение вовремя остановиться) и учить его способам совладания с эмоциями (гневом, печалью, страхом).
С другой стороны, резко отбирать у ребенка телефон - не самое лучшее решение. Важно устанавливать правила использования гаджетов, и они должны неукоснительно соблюдаться всеми членами семьи. Ребенок должен знать и привыкнуть, что есть определенное время для игры с гаджетом. Можно договориться, что ребенок будет играть только по выходным дням или каждый день по 15 минут утром и/или вечером. Также ребенка можно предупреждать, что через 5 минут его время заканчивается.
Пять подсказок родителям дошкольников
1. Надо помнить, чем больше времени ребенок проводит с гаджетами, тем больше рисков для его развития в дошкольном возрасте. В этом возрасте детям важно много двигаться, общаться с другими людьми, играть со сверстниками.
2. Важно, чтобы взрослый интересовался тем, что делает ребенок в гаджетах: обсуждал с ним его впечатления, помогал разобраться в том, что непонятно, учил безопасному использованию гаджетов. Гаджет - это только средство, инструмент, с помощью которого мы решаем какие-то задачи.
3. Обращайте внимание на возрастные маркировки на компьютерных играх и видео - не соответствующий возрасту контент может привести к увеличению числа страхов и повышению тревожности у детей, трудностям в поведении.
4. Аудиокнига лучше, чем мультик. Чем чаще взрослые читают ребенку в дошкольном возрасте, тем грамотнее у него будет речь и лучше понимание сложных языковых конструкций, что очень важно для его успешного обучения в начальной школе.
5. Родители, которые умеют заинтересовать ребенка разными видами деятельности (рисование, конструирование, прогулки, настольные игры и прочее), а также развивают понимание эмоций и саморегуляцию у своих детей, реже сталкиваются с цифровыми истериками.
Управление правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры Тульской области подвело итоги состояния преступности за январь – апрель 2025 года.
Прокуратура Ленинского района Тульской области совместно со специалистами Ростехнадзора провела проверку работы управляющей компании после обращения жителей одного из многоквартирных домов. Поводом для вмешательства стали жалобы на техническое состояние лифта.
Из основного: в прошлом году выявлено нарушений на сумму более 3 млрд рублей, что на 70% превышает показатель 2023 года. В бюджет региона обеспечен возврат 90 млн рублей, в 6 раз больше, чем в 2023 году.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.