• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Маленькая речка с большой историей

Маленькая речка с большой историей

В семи километрах от Белёва на окраине деревни Сергеевка в реку Веженку, на которой находится Сергеевский пруд, впадает маленькая речушка с красивым названием Девоша. Её длина всего около четырёх километров.

- Истоки этой малой речки находятся в лесном массиве Городская Дубрава, севернее деревень Киселёвка и Городна. Девоша на всём своём протяжении течёт в старом дубовом лесу и только в Сергеевке, в своей приустьевой части, она из него выходит. Неподалёку от Сергеевки Девоша принимает свой единственный крупный правый приток ручей Маалую Девошу, с постоянным водотоком около полутора километров. Отсюда и до своего устья Девоша называется у жителей деревень Сергеевка, Кураково и Рождественка Большая Девоша, - рассказывает белёвский краевед Евгений Барбашов.

В картографии традиционно ручьём принято считать поток не длиннее 10 км. Если водоток длинней 10 км, его относят к рекам. В далёком прошлом этого правила не было, и рекой считался любой водоток. Обычно длина ручья составляет 3 – 5 км, однако чёткой границы между ручьём и малой рекой до сегодняшнего дня в гидрографии нет.

Впервые речка Девоша упоминается в белёвских писцовых книгах в 1610 году как угодье белёвского Спасо-Преображенского монастыря: «Да ему ж Спасского монастыря с игуменом и с братею вопче лесу болота за Окою рекою сверх задних Сестриков к р. к Девоше, да речкою Девошею вниз, да через речку Вежну прямо к р. Боровне…». Принадлежность именно речки Девоши и урочищ на ней крупному монастырю, как утверждает Евгений Барбашов, не является простой случайностью:

- Следует сразу отметить такой важный факт, другой реки с корневой основой «дев» больше нет, не только в Тульской области и соседних с ней областях, но подобного названия нет больше и во всём огромном бассейне реки Оки. Название речки Девоша не является славянским и к девам никакого отношения не имеет. Не является славянским и топонимический формант -ŠА (-ША) в этом гидрониме, он балтский. Наиболее вероятно, что этим формантом обозначались реки, которые сами являлись объектами религиозного поклонения, либо на них находились крупные культовые комплексы. У балтов Бог Неба и небесного Света – Диевас/Девас (Diēvas), Деивас (Deivas) – Литва; Dievs – Латвия. Это главный Бог в балтском пантеоне богов, он же Бог богов, их родоначальник и возглавитель. Вокруг нашей Девоши местные старожилы указываю на множество культовых мест. Так, в 1 км восточнее Сергеевки и 100 м южнее шоссе Белёв – Тула, в старом дубовом лесу находятся 12 святых источников, текущих с высокого правого берега в ручей Малую Девошу. Источники эти известны в округе как Змиёвы родники. Текут они параллельно друг другу, расстояние между верхним и нижним Змиёвыми  родниками не более 200 метров. В полукилометре ниже по Малой Девоше и на таком же расстоянии от д. Сергеевки в русле Малой Девоши лежат три культовых камня, известных в округе как Змиёвы камни. Два из них прямоугольно-продолговатой формы, похожие на бруски. Третий и самый большой камень, имеет треугольную форму. Если сложить эти камни вместе, то получится тело змеи с треугольной головой. На среднем камне имеются естественные углубления, похожие на углубления от пальцев рук. Культовые камни с такими углублениями получили название перстовиков. Ряд углублений на камне соединяются естественной продольной бороздой – жёлобом, которая заканчивается углублением-сливом, по которому вода скатывается с камня в ручей. По рассказам жителя деревни Сергеевка Виктора Васильевича Пилюкова 1931 года рождения, другое культовое урочище почитаемое окрестным населением и известное в округе как Большой Змеюшник, находится на древней Никиитской дороге, на правобережье  Веженки. В это урочище входит старый, в прошлом дубовый, лес по нижнему течению ручья Тросна, около святого Гремячего родника на левом берегу Тросны и на западной окраине 76 квартала Володьковского лесничества. В этом культовом урочище находился крупный овраг Змеиный. Около его устья Змеиного оврага бил полноводный восходящий святой родник в пойме Веженки, который впадал в небольшое озеро-старицу этой реки. Таким образом, это старичное озеро являлось святым и проточным. Ну а в самой деревне Сергеевка находятся два святых полноводных источника. Один из них является притоком Девоши. Находится он в пойме этой реки, у шоссе и вытекает из бетонного колодца около самого нижнего дома в деревне. Около этого восходящего родника до 1946 года стояла кирпичная часовенная церковь-купальня, освящённая в честь Николая Чудотворца. В ней находилась деревянная купальня, в которую самотёком подавалась по деревянным трубам вода из святого источника. Часовня эта была известна в Белёвском районе под названием Красная часовня, где «красная» – превосходная, благодатная. Таким образом, мы видим, что вся местность вокруг маленькой речки Девоши с глубокой древности, ещё до прихода сюда славян, была культовой, поэтому и сама речка получила своё название в честь древних богов.

Можно много путешествовать по миру, открывая для себя новые и новые страны. Но нельзя забывать и о том, что нас окружают не менее интересные объекты, к которым мы привыкли с детства. Любая маленькая речка, рощица или овраг могут иметь такую древнюю и богатую историю, которой общепризнанные памятники могут только позавидовать.