«Расстреляны за то, что пытались пройти за хлебом». Подробности трагедии 1942 года в Белёвском районе

«Расстреляны за то, что пытались пройти за хлебом». Подробности трагедии 1942 года в Белёвском районе

14 января 1942 года – трагическая дата в истории белевской деревни Кузнецово. В этот день гитлеровцы выгнали оттуда почти все население, «оставив для выполнения разных работ 22 мужчины», в том числе Николая Гарбузова.

ДОСЬЕ

Николай Степанович Гарбузов. Родился в 1893 году в д. Кузнецово Белевского района Тульской области. Проживал там же; во время оккупации (с октября 1941 г.) занимался очисткой дорог (вероятно, от снега) и колкой дров. Из крестьян-середняков. Малограмотный. В ВКП(б) не состоял. Паспорт не получал. Работал в колхозе «Ворошилов» рядовым колхозником. Воспитывал 2 дочерей. Общественную и политическую деятельность не вел. Правительственных наград не имел. Ранений и контузий не получал. В Великой Отечественной войне не участвовал. С воинского учета был снят по болезни.

Оккупанты гнали селян в свой тыл, очевидно, с той целью, чтобы они – останься в своих домах – не помогали никоим образом наступавшим красноармейцам. Помощь эта могла быть разной: и накормить, и постирать, и натопить избу, и приглядеть за ранеными или больными, и починить обувь… Советских граждан фашисты могли использовать на различных работах. Или же их ждал концлагерь. А еще нацисты могли угонять жителей потому, что в деревне вермахт собирался возводить оборонительные сооружения – а зачем местным все это видеть? Чтобы потом «сливать» информацию разведке Красной Армии? Кормить, между прочим, белевцев досыта никто и не планировал.

О том, что творили фашисты в 1942-м, Николай Гарбузов 26 августа 1944 года рассказал оперуполномоченному Белевского районного отделения Управления НКГБ по Тульской области.

«Населению немцы взять с собой ничего не разрешили, а поэтому люди, обреченные на голод, вынуждены были приходить в свою деревню Кузнецово за хлебом», – поведал мужчина.

«Примерно в конце января или в начале февраля 1942 года в д. Кузнецово пришел Клевцов Михаил Владимирович, 1893 года рождения, уроженец и житель д. Кузнецово, которого немцы тут же расстреляли».

Нацисты ликвидировали и многих других белевцев («граждане были расстреляны немцами за то, что они пытались пройти в свою деревню за хлебом»). Вот список жертв нацизма, составленный нами по материалам, предоставленным пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области.

1) Иван Егорович Коноплев, 1900 г. р., уроженец и житель д. Кузнецово

2) Никита Степанович Бадосов, 1890 г. р., уроженец и житель д. Кузнецово

3) Анастасия Алексеевна Петракова, 1907 (или 1901) г. р., уроженка и житель д. Кузнецово

4) Евдокия Рожкова, 1910 г. р., житель д. Кузнецово

5) Мария Гарбузова, 1910 г. р., житель д. Кузнецово

6) Марфа Филипповна Гарбузова, 1880 г. р., житель д. Кузнецово

В проекте «Без срока давности» мы рассказываем и о большом материальном ущербе, причиненном фашистами нашим землякам. Так, в Государственном архиве Тульской области нам показали акт, составленный комиссией 24 января 1942 года. В ее состав включили Алексея Осиповича Пшеничникова, Григория Прокофьевича Панькина, Александра Евгеньевича Фомочкина, Михаила Устиновича Панькина, Ивана Романовича Иванушкина и представителя Чернского райкома партии Михаила Ивановича Нарышкина. Они задокументировали злодеяния фашистов в колхозе им. Сталина Плотицинского сельсовета Чернского района. Данная местность, как сообщается в документе, была занята врагом с 24 октября по 25 декабря 1941 года. За это время немецкие оккупанты в колхозе сожгли и уничтожили 3 амбара, 2 сарая, 1 ригу, 2 постройки ферм, а также 115 центнеров ржи и 600 ц сена; гитлеровцы изъяли 17 лошадей, 14 упряжей, 16 саней. Из 35 домов колхозников фашисты сожгли 32.

«Изъято коров – 10, овец – 50, телок – 3, шерсти – 12 кг, кур – 200, яиц – 300, валенок – 1 пара, полушубок – 1.
Особенно подверглись немецким ограблениям следующие граждане:
1) Пшеничников А. О. – 1 телка, овец – 5, кур – 9.
2) Панькина М. М. – 1 корова, овец – 4, кур – 8.
3) Иванушкин И. Р. – 1 корова, овец – 3, кур – 7, веретье и несколько <метров> мануфактуры.
4) Панькина Е. М. – 1 корова, овец – 5, кур – 8.
5) Пшеничникова М. М. – 1 корова, 1 телка, овец – 3, кур – 7.
В колхозе имелись жертвы. В деревне под горой около реки расстреляны 7 наших военнопленных, из которых двое известны:

1) Иванищев Федор Тихонович

2) Орлов Александр Васильевич».

Источник: ГАТО. Ф. Р-2515. Оп. 1. Д. 137. Л. 207. Рукопись.

Выражаем надежду, что информация о расстрелянных военнопленных подтолкнет поисковиков и краеведов к тому, чтобы найти место захоронения и сообщить родственникам бойцов подробности трагедии.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий Великой Отечественной войны

Благодарим пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области и Государственный архив Тульской области за предоставленные материалы