301530, Тульская область, г. Белёв,
ул. Советская, 21, 1-й этаж.
+7 (48742) 4-17-53
  • belpravd@tularegion.org
  • 301530, Тульская область, г. Белёв,
    ул. Советская, 21, 1-й этаж.
  • +7 (48742) 4-17-53
20.02.2015 10:03:12

Хроника Великой Отечественной, оцифрованная Президентской библиотекой, сохранит правду о войне

Президентская библиотека в год 70-летия Великой Победы представит более 20 тысяч документов, посвящённых Великой Отечественной войне и, в частности, ее великим сражениям: битве под Москвой, обороне Севастополя, Сталинградской и Курской битвам, прорыву Ленинградской блокады.

Все эти документы объединены в коллекцию «Память о Великой Победе». Особое место в этом собрании принадлежит кадрам кинохроники, дающим представление не только о масштабе военных операций, но и о самом нерве невиданного в истории войн противостояния. Коллекция содержит 19 единиц хранения из исторических документальных фильмов и роликов, снятых фронтовыми операторами.

Короткий фильм «Битва под Москвой: [фрагменты кинохроники]»передает невероятное напряжение сил до сражения и общую радость после первой значительной победы над фашистами, одержанной в Подмосковье зимой 1941 года. Мороз был за минус двадцать, это понимаешь, когда видишь обледенелый советский танк, рвущийся к цели сквозь взрывы вражеской артиллерии. Лыжники в белых маскхалатах, танки, колонна солдат, идущих в бой – эту махину не остановить. Текст за кадром информационно поддерживает документальный видеоряд. «Разгром фашистов под Москвой был первым шагом к победе. Среди руководителей боевых операций под Москвой были генералы: Жуков, Соколовский, Конев, Рокоссовский, Говоров, Болдин, Белов и другие военачальники».

Редкие кадры кинохроники и другие уникальные материалы представила Президентская библиотека к очередной годовщине победы советских войск в Сталинградской битве, величайшем военном сражении XX века. В трёхминутном ролике показан Сталинград 1942–1943 годов и Тегеран 1943 года, где проходила знаменитая конференция «Большой тройки», – И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчиля, в ходе которой была разработана окончательная стратегия борьбы против Германии и её союзников.

В Сталинграде солдаты дали клятву: «Стоять насмерть. За Волгой для нас земли нет!» И клятву свою выполнили. 2 февраля 1943 года в 16 часов были закончены боевые действия по ликвидации немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда.

Всеобщая вера в грядущую победу упрочилась у людей, когда на фронт поступили новые зенитно-ракетные комплексы «Катюша». Это отражено в ленте «Мощь русского оружия», закадровый голос в которой сообщает: «Русская «Катюша» впервые заговорила с врагом еще в июле, под Оршей». Враг дрогнул, победа над ним теперь представлялась лишь делом времени.

В атмосферу ленинградской блокады погружают зрителя хроникальные кадры ленты «Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда». Первая, самая суровая военная зима в великом городе: на фоне узнаваемых классических ансамблей – замерзшая на рейде «Аврора», неподступная наледь прямо посреди проспекта, из которой ослабевшие люди черпают воду, бесконечные вереницы ленинградцев, везущих на саночках трупы своих близких в сторону ближайшего кладбища… Кадры дают возможность проследить, как менялась ситуация в городе и настроение людей по мере приближения радостного дня прорыва блокады: вот солдаты Ленинградского и Волховского фронтов, наконец, сметают с пути врага, соединяются, бегут навстречу друг другу, обнимаются, водружают знамя на отвоеванной родной земле.

Бесценные эти кадры вошли в стопроцентно «авторское кино» Сергея Лозницы «Блокада», которое представил на своем февральском заседании киноклуб Президентской библиотеки. Режиссер построил фильм целиком на кадрах кинохроники, отснятой в период блокады 38 его коллегами, половина из которых не дожила до прорыва блокадного кольца. В списке операторов – Ефим Учитель, Наум Голод, Роман Кармен и еще множество известных и не очень фамилий. Да, у этого фильма почти четыре десятка операторов, почти три миллиона героев и один режиссер, владеющий искусством монтажа настолько, что покадрово отобранные картины жизни осажденного города воспринимаются «бесшовно», как если бы их снял один оператор... В черно-белом фильме Сергея Лозницы уровень правды практически абсолютный – его взгляд на жизнь осажденного Ленинграда точен и аскетичен. Никаких реконструкций, только старая пленка как она есть. Звук практически отсутствует, он лишь воссоздан в отдельных местах.

«Хочу поблагодарить Президентскую библиотеку за возможность увидеть фильм о блокаде без ретуши, – сказала после сеанса петербурженка Лилия Яковлевна Клесс (Онучина), – и передать состояние души нас, блокадников. Я тогда была ребенком и помню, как мама однажды достала картофельные очистки и поджарила их на сковороде – ощущение было такое, что жуешь наждачную бумагу».

Сегодня, когда история Великой Отечественной войны достаточно изучена, не отпала необходимость локальных эмоциональных погружений в нее новыми поколениями. Средства кинодокументалистики, как ее определяют, «образной публицистики», это позволяют. И мы возвращаемся к теме войны вслед за создателями хроникальных кинолент, чтобы полноценно овладеть историческим опытом и передать его тем, кто еще только входит в жизнь.

 


Возврат к списку

Написать в редакцию