301530, Тульская область, г. Белёв,
ул. Советская, 21, 1-й этаж.
+7 (48742) 4-17-53
  • belpravd@tularegion.org
  • 301530, Тульская область, г. Белёв,
    ул. Советская, 21, 1-й этаж.
  • +7 (48742) 4-17-53

24.11.2022 17:00:00

Как цифровизация общества сказывается на детях и подростках

В эпоху повсеместного распространения гаджетов и иных digital-технологий ключевым вопросом становится степень влияния цифровизации социальной среды на когнитивные способности детей, психика которых наиболее сильно подвержена внешнему воздействию. Что такое цифровая деменция и как она проявляется, рассказала aif.ru доктор психологических наук и декан факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Вера Никишина.

Прежде всего, подчеркивает специалист, важно понимать отличие старческой деменции от цифровой. Первый вид болезни относится к числу дегенеративных нарушений в мозге и в большей степени характерен для пожилого возраста. Цифровая деменция, в свою очередь, схожа с реальной лишь в симптоматике: наблюдаются ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и иных когнитивных функций. При этом в большинстве случаев от нее страдают подростки и дети.

Сам термин "цифровая деменция" ввел в медицинский обиход немецкий психиатр Манфред Шпитцер, исследуя многочисленные аспекты явления киберсоциализациии.

Как отмечает Вера Никишина, причина, по которой наиболее уязвимыми для цифровой деменции становятся дети и подростки, заключается в их высокой интернет-мобильности. Они "...формируют свое восприятие, мышление, эмоциональное реагирование, поведение и общение как бы в двух реальностях: в той, где есть технические средства, открывающие дверь в виртуальную реальность, и в той, где их нет - и при этом они регулярно совершают переходы от одной реальности к другой", - обращает внимание эксперт.

Прогнозировать то, каким образом скажется интенсивное использование современных технологий на когнитивных способностях подрастающего поколения, возможно при организации тщательного наблюдения за общей моделью взаимодействия детей и подростков с digital-пространством. Иными словами, первостепенное значение имеют объем потребления виртуальной информации, длительность пребывания в цифровой среде и тип "интернет-разделов" (социальные сети, мобильные игры и прочее), в которые вовлечены молодые пользователи.

По мнению Веры Никишиной, особое внимание следует обратить на результаты различных исследований, призванных наиболее полно отразить последствия длительного нахождения в виртуальном мире.

Во-первых, основным критерием при выборе формы деятельности становится стимуляция зрительного восприятия, вследствие чего, например, дети и подростки отдают предпочтение просмотру видеоконтента, а не живому общению со сверстниками.

Во-вторых, продолжительное пребывание в Сети напрямую связано с качественными характеристиками видео. При этом содержание потребляемого контента не играет никакой роли - важным становится наличие в кадре движений и других темпо-ритмических элементов, поясняет эксперт.

В-третьих, наиболее заметные перемены случились в речи молодых людей: хотя количество диалогов и сообщений осталось на прежнем уровне, но коммуникация детей и подростков наполнилась деструктивными лексическими единицами, лишенными какой-либо смысловой нагрузки.

Остановить цифровую деменцию - учитывая современные реалии - невозможно. Однако брать во внимание установленный эффект цифровизации как явления и на основе этого делать соответствующие прогнозы, чтобы скорректировать вектор развития молодого поколения, - доступная опция.

При проблемах со здоровьем необходима консультация специалиста

Источник: https://rg.ru/2022/11/23/professor-vera-nikishina-kak-cifrovizaciia-obshchestva-skazyvaetsia-na-deti...

Фото: https://media4media.ru/materials/44099

Как цифровизация общества сказывается на детях и подростках

Возврат к списку

Написать в редакцию