• belpravd@tularegion.org
  • 301530, Тульская область, г. Белёв, ул. Советская, 21, 1-й этаж.
  • +7 (48742) 4-17-53
 
Немного о Белевском кружеве 28.07.2019 17:50:00

Немного о Белевском кружеве

Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и других районах области, возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству обучают крепостных девочек 7— 8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. Кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан. 

Кружева, сплетенные в монастыре и в городе, отличались одно от другого по манере плетения. В монастыре плели тонкое многопарное кружево на манер мценского и орловского под названием «малин», «ва­лансьен». Это мерное отделочное кружево для украшения культовых при­надлежностей. Горожанки же Белева выплетали кружево сцепное, но это тоже было отделочное кружево, так называемые «верховые» оплеты к про­стыням и полотенцам. 

К началу 19 века кружевоплетение в России начинает принимать форму народного художественного промысла, городского, а не деревенского по преимуществу. На Руси кружевом первоначально называли просто ажурный узор. Способов изготовления кружев в те времена насчитывалось много: кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченное, низанное, саженное жемчугами. 

Особенность белевского кружева заключается в ассиметричном по­строении фестонов (вилюшка выкладывается таким образом, что орна­мент кажется симметричным), чередовании в фестонах плотного и ред­кого полотна (полотнянка с перевивом всех пар не выплетается, а изме­няется на подобие тесемки). Если в тесемках две ходовые в середине, они либо меняются местами, либо проплетаются в полный заплет. В белевском кружеве используются тесемки — «Сливки-восьмерки», «Змейки», «Россыпь». При более тщательном рассмотрении образцов белевского кружева, можно сделать вывод, что в нем самым распространенным мо­тивом является «белевский вирок».

 Узоров в белевском кружеве мало, однако стоит отметить, что сколочницы прорабатывали один и тот же мотив таким образом, благодаря тесемкам, расширениям полотнянки, вводя насновки, что он становился необыкновенно красив. Следует от­метить, что производным данного мотива является «белевский вирок», который выплетается из 1 пар коклюшек, вперевив крайних до­левых пар, с применением прямоугольных носновок. Белевское кружево характеризует отсутствие решеток или редкое использование простейших решеток для создания фона.

Белевское кружево было не такое фантазийное и роскошно-узорчатое, как вологодское, в нем нет крикливости и аляповатости. Это скромное, женственное, мерцающее кружево, оно не купеческое, а горожанско-мещанское. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса оно принималось часто за свое, французское.


Возврат к списку


Написать в редакцию